img img

Казачий танец: казак пляшет, как на коне скачет

5 мая 2015

1Запорожские, терские, забайкальские, кубанские, донские казачьи общества имели свои исторические особенности, но все они – люди воинственные, поэтому их танцы имеют воинственную природу.

У самых истоков своего формирования казачий танец не считался частью празднеств, а демонстрировался на отдельных мероприятий, как состязание по воинскому искусству, ловкости и силе. Такие его элементы, как фланкировка шашкой, перепрыгивание через держащую в руке острую саблю и другие гимнастические трюки, выполнялись под музыку.

Казаки шли в бой с плясками и песнями, наиболее сложные приемы танца нередко использовались в боевом искусстве.

Воинская практика с низким приседанием, падениями и перекатом, очень похожа на казачий танец вприсядку. Как известно из истории 1577 года, в одном из боев запорожские казаки использовали танцы вприсядку, чем смогли на определенное время привести врага в замешательство и дезориентировать его.

Казаки: танцы, стремление к независимости

Танцевальная культура казаков делится на «кавказские» и славянские. «Горская» культура находит свое отражение в формировании казачьего танца, в нем преобладают соответствующие элементы: владение оружием, особая «кавказская» поза, костюм, музыка.

В танцах очень ярко отражается истинная натура казаков, их свободолюбие, смелость, гордость. У танцора спина должна быть выпрямленной, голова горделиво поднята, слаженные движения рук и ног, активное вращение по кругу.

2

Казачий танец – это перемещение плясунов по огромному кругу с использованием элементов вприсядку, выпрыгиваниями вверх, притопами, ударами по полу, дробью.

Пляс казачек отличается от обычных славянских, более скромных, народных танцев более сильной энергетикой, когда девушки стремительно носятся по сцене. Такая характерная поза, как кулаки в боках или руки на поясе, что выражает особое «вольное», задорное, несколько дерзкое настроение.

Гопак – живописная визитная карточка Украины

Всемирно известный славянский пляс казаков Запорожской Сечи – гопак. Это в полном смысле – демонстрация боевого искусства, имеющего свою уникальную философию. Гопак – это комплекс сложных приемов акробатики, проигрывание сцен ведения боя. Не зря говорят, что «казак пляшет, как на коне скачет». Было принято считать, что чем лучше танцует казак, тем он лучше воюет.

Гопак иногда использовался для того, чтобы настроить войско на единое решение. Гетман собирал свое войско, выходил в центр круга, подавал каждому воину чарку водки и начинал танцевать гопак. Если казак соглашался с решением гетмана, он выпивал чарку, подключался к танцу. Момент, когда не оставалось ни одного несогласного, не заставил себя ждать.

Позднее казачий танец гопак был дополнен женскими партиями, но мужчины все же остались доминирующими.

Основные движения гопака:

  • Ритмичные шаги-притопы;
  • шаг-бегунец;
  • прыжки, шпагат в воздухе;
  • веревочка;
  • соединение стоп в прыжке.

Запорожские казаки исполняют гопак, одетые в национальные украинские костюмы с возгласами «гоп!». Внешний вид – бритая голова и длинный чуб, высокая шапка, белая вышитая рубаха, шелковые шаровары огромной ширины, пояс-кушак с кистями из золотых нитей.

В настоящее время появился новый вид – боевой гопак. В нем соединяются пластика гопака и ударная, бросковая техника.

Веселые казачьи танцы

3Сродни гопаку, но в более простом и веселом исполнении – это танец Казачок. Он дополнен лирикой, в нем отсутствуют сложные трюки. Исполняется Казачок парами, основывается на свободной импровизации, хотя, как любой другой танец имеет свои основные элементы и последовательность движений.

Этому легкому танцу присущи игривость, флирт, романтика. Сходство с гопаком лишь в плане соперничества, но это не соревнования в силе и ловкости, а, скорее, демонстрация своих способностей завлечь партнера.

Еще в начале 17 века появилось первое музыкальное оформление. Популярность этого танца столь велика, что уже в 19 веке Казачок удивительным образом оказывается во французском балете. Существует две версии, каким образом этот казачий танец появился во Франции. Первая – после появления русских солдат в Париже. Вторая – Наполеон привез из России, как своеобразный трофей.

Танцоры в танце двигаются стремительно, но легко, используют переменный шаг-бегунец, поднимают колени, имитируя скачку на лошади. Потом каждый участник демонстрирует свои индивидуальные способности, словно хочет переплясать другого.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: