img img

Французский танец – от истоков к современности

5 мая 2015

1Французский народ выражал свои эмоции посредством специфических движений, которые постепенно систематизировались, появились первые разновидности танцев, они разделились на придворные и народные танцы.

В период ХV-XVI веков сформировались первые виды танцев: басседансы, шествия с салютами, бранль. Уже в то время характерной особенностью французского танца была величественная осанка. Танцор должен был обладать размеренной поступью, делать реверансы и поклоны в виде церемониальных приветствий. Французский танец тех времен регламентировался четко отработанными движениями, целью которых была демонстрация величия и роскоши французской знати.

 

С течением времени появились более сложные элементы с прыжками, подскоками, скользящими шагами.

Среди аристократии стал очень популярным такие разновидности танцев, как менуэт, затем скорый менуэт, а также гавот и контрданс. Главные элементы этих танцев, особенности движения ног, рук и всего тела со временм легли в основу классического балета.

 

 

Возвращение к естественной пластике: демократичный французский танец

 

Четкое регламентирование каждого движения в старинных танцах дополнилось естественной пластикой. Стали популярными более живые, легкие танцы:

  • полонез;
  • мазурка;
  • вальс;
  • кадриль;
  • экосез;
  • котильон;
  • полька.

Ярчайшим представителем демократичного французского танца является канкан, ставший визитной карточкой Парижа. Он стал широко применятся в классической оперетте, но затем вернулся на эстраду кафешантанов.

Дальнейшее развитие французской хореографии привело к зарождению стиля модерн. Здесь был полный отказ от классических приемов, это была прямая противоположность традиционной школе танца. Модерн – это полное раскрытие индивидуальности танцора, его таланта. Это направление явилось основополагающим в формировании современного французского танца.

3

Французские танцы: разнообразие, изысканный вкус

 

Основные виды:

  • вертиго
  • буре;
  • контрданс
  • бранль;
  • гавот;
  • канкан;
  • паспье;
  • котильон;
  • менуэт;
  • саботьер;
  • кадриль;
  • турдион;
  • хардстайл (танец);
  • ригидон;
  • фарандола;
  • хип-хоп;
  • детский танец маленьких утят (исполняемый под французскую народную песню).

Король танцев – менуэт

Его родиной является Бретань, но, несмотря на провинциальное происхождение, он стал популярным при Людовике IV. Рожденный среди простого народа танец отличался особенной грациозностью и изяществом.

4

Танцующие двигались по траектории буквы Z. Возглавляла группу танцующих королевская чета со своей свитой в соответствии с титулами и рангами. Обучение этому французскому танцу происходило со всей скрупулезностью, оттачивался каждый жест, поклон, шаг. Все танцевальные «па» менуэта должны выполняться с особой пластикой, грацией и галантностью.

«Крестьянский» гавот при дворе короля

В Оверни под звуки волынки и народного пения родился хороводный французский танец гавот. Ведущая танцевальная пара находится в центре хоровода и задает тон всему кругу танцующих, которые повторяют их движения.

Каждый танцевальный тур имел прекрасное завершение – партнер дарил своей партнерше цветы. Красота движений, изысканность поз привлекла королевский двор, поэтому гавот прочно вошел в репертуар королевских балов. Французские фарфоровые статуэтки создавались на основе красивых танцевальных поз этого танца.

Канкан – визитка французской столицы

Середина 19 века была пиком популярности канкана, который, по сути, являлся разновидностью кадрили. Со временем приличное общество осудило этот танец за вульгарность некоторых движений, и канкан переметнулся из аристократических танцполов в кабаре, кафешантаны, оперетту и всевозможные шоу.

Неизменный размер танца 2/4 как нельзя лучше подходит для увеселительных мероприятий. Известный композитор Оффенбах написал самую зажигательную музыку для оперетты «Орфей в аду». Знаменитый Мулен-Руж исполняет самый яркий канкан, когда танцовщицы в течение 8 минут выбрасывают ноги, выполняют сложнейшие элементы (шпагат, прыжки). Этот танец созвучен с нарастанием страсти, когда с каждой минутой демонстрируются более смелые движения с обнажением ножек в кружевном соблазнительном белье.

Кстати, раньше в канкане участвовали не только женщины, мужчины тоже «выполняли свое дело», которое заключалось в отпускании девушкам шлепков, когда они наклонялись и забрасывали на голову свои юбки. Подобное веселое «безобразие» отображено на картине художника импрессиониста Жоржа Сера.

Французский современный танец

Французские танцоры нашего времени исполняют творения хореографических изысканий, которые совмещают в себе основы классического балета и элементы, присущие новейшим авангардным течениям. Современный французский танец – это соединение академических традиций и уличной культурой. Таким образом французы выражают черты национального характера.

Свободный полет фантазии, неповторимость форм самовыражения, которая идет из глубины души хореографа и танцора. Современный французский танец представляет собой концептуальную постановку, перфоменсы, когда на паркете танцоры разыгрывают своеобразный спектакль, рассказывают историю посредством танцевальных движений, которые не задаются хореографом в строгом порядке, они могут изменяться в каждом последующем выступлении.

Французам присущи чувственность, впечатлительность, свободолюбие, они всячески стараются выразить свои эмоции через искусство, в том числе через танцевальный жанр.

В чем кроется причина столь богатой истории танцевального искусства Франции? Пожалуй, в некоторой степени в том, что французы, имея свой опыт, постоянно впитывают в себя лучшие достижения этого жанра у народов других стран, синтезируют и создают новый современный танец.

В этой стране танцуют все и везде, так было и так есть. Французский танец был и остается близким, как изысканному обществу, так и простому народу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: